Детские страхи

 Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же неотделимые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, грусть.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены, сохраняются длительное время, то это признаки эмоционального неблагополучия. Это говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими возрастных и психологических особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, возможно конфликтных отношениях в семье.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер. В самом общем виде страх возникает на угрозу. Существует две угрозы универсального и одновременно фатального характера - это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие жизни, здоровью, личному и социальному благополучию. Страх всегда подразумевает переживание реальной или воображаемой опасности. Для ребенка реальная угроза — это боль, болезнь, конфликты и неудачи.

Чрезвычайно распространены, так называемые, внушенные страхи. Их источник — взрослые, которые невольно «заражают» ребенка, подчеркнуто эмоционально указывая на опасность. «Не подходи - упадешь!», «Не бери - обожжешься!», «Не гладь - укусит!», «Не открывай дверь - там чужой дядя!», а в результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фразы. К внушенным страхам можно отнести страхи, которые возникают у беспокойных родителей о смерти, болезнях, пожарах и убийствах.

Проявления страха очевидны и не нуждаются в комментариях, но есть и косвенные признаки страха: стремление избегать посещения ряда мест, разговоров, книг и передач на определенную тему, людей или конкретного человека.

Большинство детей проходит в своем развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам.

Период беременности и родов.

Беспокойство, которое испытывает женщина во время беременности, является первым «опытом» беспокойства у ребенка. Во второй половине беременности развивается кровеносная система плода, и он получает через плаценту и пуповину с гормонами свою «порцию беспокойства» всякий раз, когда мать тревожится. На длительное волнение или раздражение матери возможны функциональные нарушения в организме плода. При эмоциональном стрессе у матери во время беременности отмечается большая вероятность преждевременных родов, нарушений родовой деятельности. А если роды протекают в срок, то чаще встречаются слабость родовой деятельности, а у ребенка - признаки асфиксии и гипоксии. Новорожденный отличается повышенной нервной возбудимостью и более высоким мышечным тонусом. Такому беспокойному младенцу нужны щадящие условия: неяркое освещение, тишина, и главное - любящие материнские руки.

Первый год жизни.

Беспокойство у детей первых месяцев жизни чаще возникают, когда не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности в пище, сне, активности, освобождении кишечника, тепле. Отсюда беспокойство при засыпании, приеме пищи, болезни. Между 1 и 2 месяцами появляется улыбка, говорящая не только о положительных эмоциях, но и о выделении из окружающих его людей матери. В 2 месяца уже появляется непостоянное и слабовыраженное беспокойство при отсутствии матери и в новой обстановке. Беспокойство проявляется учащением дыхания, двигательным возбуждением, иногда криком.

Во втором полугодии заметно нарастает беспокойство при уходе матери и появлении незнакомых лиц ( 7-8 мес.). Даже находясь у матери на руках, ребенок боится чужих, так как посторонний настолько приковывает его внимание, что ребенок забывает, теряет свою мать, что вызывает острое беспокойство. С другой стороны, ребенок не готов еще «поделиться» своей матерью с другими людьми, которые вызывают у него недоверие. В 7-9 месяцев у ребенка формируется привязанность и возникает образ матери, как единого, неразрывно связанного с ним целого. В этом возрасте отмечается повышенная чувствительность и частое возникновение тревоги и страха.

К концу первого года жизни эмоциональный образ матери уже не обладает такой целостностью как раньше. Малыш активно двигается, познает окружающее его пространство. Появляются первые запреты. Ребенок, получивший относительную свободу, а также некоторый навык болевых ощущений при незначительных ушибах, приобретает и первый опыт настойчивости, помогающий выработать ему уверенность в себе. Если же его чрезмерно оберегают, мешают проявлять самостоятельность, то риск появления страхов выше.

Возраст от 1 года до 3 лет

В этом возрасте интенсивно развиваются сознание, речь и координация движений, созревают новые страхи. Появляются страшные сновидения, где главным персонажем чаще всего оказывается Волк. Его зловещий образ появляется чаще у детей, боящихся наказания со стороны отца. Кроме того, Волк ассоциируется с физической болью от укуса зубами. Это характерный для данного возраста страх перед болью, уколами. Ближе к 4 годам в снах начинает фигурировать Баба Яга, отражающая проблемы во взаимоотношениях со строгой, неласковой матерью, которая грозит наказанием. В целом, эти устрашающие образы символизируют угрозу для жизни, физическое утомление и служат основой зарождения страха смерти в 6-7 летнем возрасте. А по результатам опроса в этом возрасте распространены страхи неожиданных звуков, одиночества, боли, медицинских манипуляций и ,соответственно, медицинских работников.

Возраст от 3 до 5 лет

В этом возрасте чувства уже обозначаются словами (люблю, обиделся, жалко, боюсь), выражено чувство общности - «мы» - понятие, в которое ребенок включает себя и родителей, а затем и сверстников.

В данном возрасте отмечаются страхи одиночества, темноты, замкнутого пространства, часты страхи перед сказочными персонажами - Бабой Ягой, Кощеем, монстрами, зомби. Эти страхи в какой-то мере нейтрализуют конфликт между родителями и детьми. Значительно меньше страхов у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Играя, ребенок приобретает навыки адекватного восприятия неудачи и гибкость поведения в целом. Лучшее лекарство для неконтактного и боязливого ребенка - это теплое эмоциональное общение с родителями и со сверстниками.

Возраст от 5 до 7 лет

Характерной особенностью детей старшего дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, осознание категорий времени и пространства, поиск ответов на вопросы: «Откуда это взялось?», «Зачем?», «Почему?».

Ведущим страхом этого возраста является страх смерти. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть - это неизбежный факт. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная обстановка, если взрослые не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер.

Страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных или компьютерных персонажей, заболевания или смерти родителей, жутких снов, животных или насекомых, огня, пожара, войны.

Возраст семи лет - это возрастной пик страхов, поэтому особо впечатлительных детей не следует подвергать без крайней нужды разлуке с родителями, каким-либо эмоционально тяжелым испытаниям и манипуляциям.

Возраст от 7 до 11 лет

В 7 лет ребенок идет в школу, что налагает на него чувство ответственности и долга, обязанности.

Ведущий страх в этом возрасте - это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям окружающих, будь то школа, сверстники или семья. А конкретными формами являются страхи сделать что-то не так, как нужно, страх опоздания.

Существует термин «школьная фобия» - страх перед посещением школы. Причиной может быть то, что родители сами боятся школы и драматизируют проблемы начала обучения, или жаждут успехов любой ценой, трудности во взаимоотношениях с учителем или одноклассниками. Отсюда возникают страх получить плохую оценку, страх отвечать у доски, страх наказания.

Помимо «школьных» страхов для детей этого возраста типичен страх стихии: бури, наводнения, грозы, землетрясения. Он не случаен, ибо отражает ещё одну особенность этого возраста, склонность верить в таинственные явления, предсказания, суеверия. Это возраст, когда одни дети просто обожают истории о привидениях, вампирах, а другие панически боятся их. Типичны страхи черной дамы, Черной руки и т.п.

Т.о., младший школьный возраст сочетает в себе страхи, как раннего детства, так и страхи более старшего возраста, связанные с социализацией.

Возраст от 11 до 16 лет

Подростковый период - ответственный период в становлении системы отношений мировоззрения, социальной направленности. Стремление подростка, с одной стороны, «быть как все», а с другой, - сохранить свою индивидуальность, «быть собой». Чаще всего страх «не быть собой» означает страх изменений.

Вообще, все страхи можно разделить на природные и социальные. Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения - страх смерти (себя, родителей, друзей), чудовищ, призраков, животных, темноты, транспорта, стихийных бедствий, глубины, высоты, боли. Социальные страхи - страх одиночества, каких-то людей, наказания, опоздания, страх не совладать с собой, не справиться, осуждения со стороны окружающих и т. д.

Специальный опрос показал преобладание в 10-12 лет природных страхов, а с 13 лет - социальных, с максимумом в 15 лет. Страхи у подростков - не столь редкое явление, но они обычно тщательно скрываются.

 

Условия устранения страха у ребенка

Важно понимать и принимать чувства ребенка, в том числе и чувство страха, а не высмеивать и игнорировать, либо чрезмерно оберегать ото всего.

Не фиксировать внимание ребенка на страхе. Чтение морали, осуждение и наказание только усугубят ситуацию.

Устранять причины страха ребенка. Самокритично спросить себя «Чего я боялся (боялась) в детстве и чего боюсь сейчас?», «Как я поборол(а) свой страх?», «Что мне помогает сейчас справляться со страхом?»

Устранение конфликтов в семье, эмоционально теплое общение с ребенком, адекватные требования к возможностям ребенка способствуют тому, что возрастные страхи преодолеваются.

 

 

Медицинский психолог ГБУЗ ПК «Чусовская РП»

Подвинцева Лина Владимировна

 

 

 

 


Минздрав ПК
Минздрав ПК

Росздравнадзор по ПК
Росздравнадзор по ПК

Фонд социального страхования РФ
Фонд социального страхования РФ

Пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд РФ

ТФОМС Пермского края
ТФОМС Пермского края

Портал о здоровом образе жизни
Портал о здоровом образе жизни