Детские страхи
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же неотделимые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, грусть.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены, сохраняются длительное время, то это признаки эмоционального неблагополучия. Это говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими возрастных и психологических особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, возможно конфликтных отношениях в семье.
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер. В самом общем виде страх возникает на угрозу. Существует две угрозы универсального и одновременно фатального характера - это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие жизни, здоровью, личному и социальному благополучию. Страх всегда подразумевает переживание реальной или воображаемой опасности. Для ребенка реальная угроза — это боль, болезнь, конфликты и неудачи.
Чрезвычайно распространены, так называемые, внушенные страхи. Их источник — взрослые, которые невольно «заражают» ребенка, подчеркнуто эмоционально указывая на опасность. «Не подходи - упадешь!», «Не бери - обожжешься!», «Не гладь - укусит!», «Не открывай дверь - там чужой дядя!», а в результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фразы. К внушенным страхам можно отнести страхи, которые возникают у беспокойных родителей о смерти, болезнях, пожарах и убийствах.
Проявления страха очевидны и не нуждаются в комментариях, но есть и косвенные признаки страха: стремление избегать посещения ряда мест, разговоров, книг и передач на определенную тему, людей или конкретного человека.
Большинство детей проходит в своем развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам.
Период беременности и родов.
Беспокойство, которое испытывает женщина во время беременности, является первым «опытом» беспокойства у ребенка. Во второй половине беременности развивается кровеносная система плода, и он получает через плаценту и пуповину с гормонами свою «порцию беспокойства» всякий раз, когда мать тревожится. На длительное волнение или раздражение матери возможны функциональные нарушения в организме плода. При эмоциональном стрессе у матери во время беременности отмечается большая вероятность преждевременных родов, нарушений родовой деятельности. А если роды протекают в срок, то чаще встречаются слабость родовой деятельности, а у ребенка - признаки асфиксии и гипоксии. Новорожденный отличается повышенной нервной возбудимостью и более высоким мышечным тонусом. Такому беспокойному младенцу нужны щадящие условия: неяркое освещение, тишина, и главное - любящие материнские руки.
Первый год жизни.
Беспокойство у детей первых месяцев жизни чаще возникают, когда не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности в пище, сне, активности, освобождении кишечника, тепле. Отсюда беспокойство при засыпании, приеме пищи, болезни. Между 1 и 2 месяцами появляется улыбка, говорящая не только о положительных эмоциях, но и о выделении из окружающих его людей матери. В 2 месяца уже появляется непостоянное и слабовыраженное беспокойство при отсутствии матери и в новой обстановке. Беспокойство проявляется учащением дыхания, двигательным возбуждением, иногда криком.
Во втором полугодии заметно нарастает беспокойство при уходе матери и появлении незнакомых лиц ( 7-8 мес.). Даже находясь у матери на руках, ребенок боится чужих, так как посторонний настолько приковывает его внимание, что ребенок забывает, теряет свою мать, что вызывает острое беспокойство. С другой стороны, ребенок не готов еще «поделиться» своей матерью с другими людьми, которые вызывают у него недоверие. В 7-9 месяцев у ребенка формируется привязанность и возникает образ матери, как единого, неразрывно связанного с ним целого. В этом возрасте отмечается повышенная чувствительность и частое возникновение тревоги и страха.
К концу первого года жизни эмоциональный образ матери уже не обладает такой целостностью как раньше. Малыш активно двигается, познает окружающее его пространство. Появляются первые запреты. Ребенок, получивший относительную свободу, а также некоторый навык болевых ощущений при незначительных ушибах, приобретает и первый опыт настойчивости, помогающий выработать ему уверенность в себе. Если же его чрезмерно оберегают, мешают проявлять самостоятельность, то риск появления страхов выше.
Возраст от 1 года до 3 лет
В этом возрасте интенсивно развиваются сознание, речь и координация движений, созревают новые страхи. Появляются страшные сновидения, где главным персонажем чаще всего оказывается Волк. Его зловещий образ появляется чаще у детей, боящихся наказания со стороны отца. Кроме того, Волк ассоциируется с физической болью от укуса зубами. Это характерный для данного возраста страх перед болью, уколами. Ближе к 4 годам в снах начинает фигурировать Баба Яга, отражающая проблемы во взаимоотношениях со строгой, неласковой матерью, которая грозит наказанием. В целом, эти устрашающие образы символизируют угрозу для жизни, физическое утомление и служат основой зарождения страха смерти в 6-7 летнем возрасте. А по результатам опроса в этом возрасте распространены страхи неожиданных звуков, одиночества, боли, медицинских манипуляций и ,соответственно, медицинских работников.
Возраст от 3 до 5 лет
В этом возрасте чувства уже обозначаются словами (люблю, обиделся, жалко, боюсь), выражено чувство общности - «мы» - понятие, в которое ребенок включает себя и родителей, а затем и сверстников.
В данном возрасте отмечаются страхи одиночества, темноты, замкнутого пространства, часты страхи перед сказочными персонажами - Бабой Ягой, Кощеем, монстрами, зомби. Эти страхи в какой-то мере нейтрализуют конфликт между родителями и детьми. Значительно меньше страхов у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Играя, ребенок приобретает навыки адекватного восприятия неудачи и гибкость поведения в целом. Лучшее лекарство для неконтактного и боязливого ребенка - это теплое эмоциональное общение с родителями и со сверстниками.
Возраст от 5 до 7 лет
Характерной особенностью детей старшего дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, осознание категорий времени и пространства, поиск ответов на вопросы: «Откуда это взялось?», «Зачем?», «Почему?».
Ведущим страхом этого возраста является страх смерти. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть - это неизбежный факт. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная обстановка, если взрослые не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер.
Страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных или компьютерных персонажей, заболевания или смерти родителей, жутких снов, животных или насекомых, огня, пожара, войны.
Возраст семи лет - это возрастной пик страхов, поэтому особо впечатлительных детей не следует подвергать без крайней нужды разлуке с родителями, каким-либо эмоционально тяжелым испытаниям и манипуляциям.
Возраст от 7 до 11 лет
В 7 лет ребенок идет в школу, что налагает на него чувство ответственности и долга, обязанности.
Ведущий страх в этом возрасте - это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям окружающих, будь то школа, сверстники или семья. А конкретными формами являются страхи сделать что-то не так, как нужно, страх опоздания.
Существует термин «школьная фобия» - страх перед посещением школы. Причиной может быть то, что родители сами боятся школы и драматизируют проблемы начала обучения, или жаждут успехов любой ценой, трудности во взаимоотношениях с учителем или одноклассниками. Отсюда возникают страх получить плохую оценку, страх отвечать у доски, страх наказания.
Помимо «школьных» страхов для детей этого возраста типичен страх стихии: бури, наводнения, грозы, землетрясения. Он не случаен, ибо отражает ещё одну особенность этого возраста, склонность верить в таинственные явления, предсказания, суеверия. Это возраст, когда одни дети просто обожают истории о привидениях, вампирах, а другие панически боятся их. Типичны страхи черной дамы, Черной руки и т.п.
Т.о., младший школьный возраст сочетает в себе страхи, как раннего детства, так и страхи более старшего возраста, связанные с социализацией.
Возраст от 11 до 16 лет
Подростковый период - ответственный период в становлении системы отношений мировоззрения, социальной направленности. Стремление подростка, с одной стороны, «быть как все», а с другой, - сохранить свою индивидуальность, «быть собой». Чаще всего страх «не быть собой» означает страх изменений.
Вообще, все страхи можно разделить на природные и социальные. Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения - страх смерти (себя, родителей, друзей), чудовищ, призраков, животных, темноты, транспорта, стихийных бедствий, глубины, высоты, боли. Социальные страхи - страх одиночества, каких-то людей, наказания, опоздания, страх не совладать с собой, не справиться, осуждения со стороны окружающих и т. д.
Специальный опрос показал преобладание в 10-12 лет природных страхов, а с 13 лет - социальных, с максимумом в 15 лет. Страхи у подростков - не столь редкое явление, но они обычно тщательно скрываются.
Условия устранения страха у ребенка
Важно понимать и принимать чувства ребенка, в том числе и чувство страха, а не высмеивать и игнорировать, либо чрезмерно оберегать ото всего.
Не фиксировать внимание ребенка на страхе. Чтение морали, осуждение и наказание только усугубят ситуацию.
Устранять причины страха ребенка. Самокритично спросить себя «Чего я боялся (боялась) в детстве и чего боюсь сейчас?», «Как я поборол(а) свой страх?», «Что мне помогает сейчас справляться со страхом?»
Устранение конфликтов в семье, эмоционально теплое общение с ребенком, адекватные требования к возможностям ребенка способствуют тому, что возрастные страхи преодолеваются.
Медицинский психолог ГБУЗ ПК «Чусовская РП»
Подвинцева Лина Владимировна